бизнес
Рынок грузовых автоперевозок вновь ждут перемены
За прошедший год государству удалось в значительной степени упорядочить работу отрасли
Минувший, 2017 год выдался насыщенным для российской отрасли грузовых автомобильных перевозок. Множество событий — в том числе в области госрегулирования — оказали заметное влияние на нее. Некоторые из них уже можно охарактеризовать как положительные, а некоторым еще лишь предстоит проявить себя.

В целом, по мнению участников отрасли, рынок проходит активную стадию трансформации. И его новый облик должен определиться уже в ближайшие год-два, когда произойдут очередные законодательные изменения.
Минимальный рост
По данным Росстата, грузооборот автотранспорта в России по итогам 2017 года вырос минимально — на 1,2%. Если исходить из того традиционного тезиса, что сфера грузовых перевозок является прямым индикатором состояния экономики страны, то можно сделать вывод: статистический рост оказался на уровне ожиданий. Показатель национального ВВП по итогам года вырос практически аналогичным образом — на 1,5%.
По итогам 2017 года рынок грузовых перевозок в России вырос минимально (фото: Росавтодор)
И все же прямых факторов, определивших минимальный рост грузооборота, можно выделить два. Помимо общего состояния экономики в России это также объем розничной торговли, который, в свою очередь, определяется уровнем платежеспособности населения.

«Автотранспорт напрямую зависит от общего роста ВВП в стране. Снижение покупательской способности населения влияет на объем розничной торговли — основного потребителя автотранспортной доставки», — говорит президент ГК «Итеко» Евгений Бабаев.

С ним согласна директор по транспортным операциям FM Logistic Маргарита Табунова: «Минимальный рост грузооборота автотранспорта связан с тем, что покупательская способность населения в прошлом году увеличилась незначительно. А рост объема розничной торговли составил всего 1–2%», — отмечает она. «В 2017 году экономика России выросла лишь на 1,4–1,6%, потребительский спрос увеличился также незначительно», — солидарен с коллегами глава «Совтрансавто» Владимир Тян.

В целом, по мнению представителя «ПЭК» Игоря Алексашова, ситуация на рынке логистики была предсказуема. «Объемы грузоперевозок увеличивались в связи с постепенным восстановлением российской экономики, стабильностью курсов валют и ростом e-commerce», — добавляет он.
Картина по секторам
По словам представителей отрасли, более всего заметным стал рост грузооборота в тех сегментах рынка, которых напрямую коснулись процессы импортозамещения. Благодаря последним, в частности, в стране выросли перевозки сельскохозяйственной продукции, продуктов питания, а также стройматериалов и изделий электронной промышленности.
Более всего заметным стал рост грузооборота в тех сегментах рынка, которых напрямую коснулись процессы импортозамещения (фото: Росавтодор)
В то же время всплеск продаж грузовиков, во многом обусловленный действием различных программ господдержки, привел к росту перевозок автотехники и автокомпонентов.

«По нашим наблюдениям, наибольший рост грузоперевозок был достигнут в автомобильной промышленности, что связано с увеличением активности многих производителей, направленной на увеличение локализации компонентов и самого производства. Этому способствовал запуск производства новых моделей, активное стимулирование экспорта автокомпонентов за пределы РФ посредством государственных программ», — подтвердила представитель GEFCO Ирина Новикова.
В то же время перевозки многих видов непродовольственных товаров, по отзывам ряда экспертов, остались на прежнем уровне или даже показали некоторое снижение. По словам директора ГК «Руста» Сергея Бураго, наименьший рост, «и даже где-то минус», показал промышленный сектор.

«На наш взгляд, наблюдалось сокращение перевозок дорогостоящих грузов, таких как бытовая техника, сигареты», — добавляет Евгений Бабаев. «В плане товаров народного потребления (косметика, шампуни, туалетная бумага) все как было, так и осталось», — отмечает в сою очередь директор компании «Инкирт» Егор Киряков.
Насыщенный год
Если переходить от сухой статистки к качественным изменениям и внутренним событиям рынка, то прошедший год выдался для отрасли грузовых автоперевозок более чем насыщенным. Сюда можно включить очередное плановое повышение ставки тарифа «Платона» и подтверждение планов по ее дальнейшей индексации, ужесточение борьбы с неплательщиками данных дорожных сборов, весеннюю забастовку маленьких и небольших перевозчиков, встречу главы правительства России с представителями отрасли.

Также это активный ввод систем автоматического весогабаритного контроля в регионах России, анонс запуска системы электронных пломб, начало создания в стране единой цифровой транспортной платформы, тестирование и последующий официальный запуск федерального Центра автоматизированной фиксации административных правонарушений (ЦАФАП) Ространснадзора и многое другое.

Нельзя не отметить активную работу органов власти, в частности ряд решений правительства и принятых (или разработанных) законопроектов. В их числе — о повышении штрафов в системе «Платон» и передаче Ространснадзору функций их администратора, о регулировании работы систем АВГК, о смягчении ответственности за нарушения весогабаритного контроля, о повышении топливных акцизов и об осуществлении каботажных перевозок. Кроме того, это принятие мер по господдержке рынка новой грузовой техники отечественного производства.

Событий было действительно очень много — прежде всего законодательного и регулирующего характера. Иначе говоря, государство наконец-то обратило внимание на накопившиеся в отрасли многочисленные и глубокие проблемы и достаточно оперативно приняло комплекс мер к их исправлению.
«Государство наконец-то обратило внимание на накопившиеся в отрасли многочисленные и глубокие проблемы».
Главные достижения
Пожалуй, главный вывод, который можно сделать, оценивая все ключевые события минувшего года, — это то, что по его итогам отрасль претерпела если не кардинальные, то весьма существенные изменения, как количественные, так и качественные.

Прежде всего обращает на себя внимание статистика «Платона»: за прошедший год общее число перевозчиков — пользователей системы возросло на 30% и достигло 350 тыс. В то же время количество зарегистрированных большегрузных автотранспортных средств увеличилось на 19% (почти до 950 тыс.).

Таким образом, можно констатировать, что взятый курс на «легализацию» рынка увенчался успехом. Не случайно уже в сентябре, комментируя данную тенденцию, заместитель руководителя Росавтодора Дмитрий Прончатов поспешил заявить, что система «Платон» «охватила практически весь грузовой парк».
За прошедший год общее число перевозчиков — пользователей системы «Платон» возросло на 30% и достигло 350 тыс. (фото: РТИТС)
Кроме того, сама работа рынка в целом стала более упорядоченной. Именно во многом благодаря жестким действиям государства в лице профильных регуляторов в отрасли значительно прибавилось порядка. И если еще прошлой весной ситуация в сфере грузовых перевозок напоминала скорее «бардак и хаос», то уже через полгода, к середине осени, ситуация в значительной степени стабилизировалась.

По сути, к концу прошлого — началу нынешнего года рынок грузовых перевозок подошел в новом облике. Состав участников рынка в значительной степени легализовался и укрупнился, а сами оставшиеся игроки смогли наконец-то окончательно сориентироваться в череде сменяющих друг друга событий и в прямом смысле успокоиться. Главным стало то, что все перевозчики поняли дальнейшие правила игры и перспективы развития рынка. И это, пожалуй, действительно стало самым главным итогом прошедшего года.

Если же попытаться проанализировать действия государства, то сами участники рынка отмечают целый ряд предпринятых важных шагов. В частности, это усиление надзорных функций за участниками рынка со стороны ФНС, Ространснадзора и даже Центробанка. «Усиление надзорных функций ФНС и ЦБ РФ привело к уменьшению теневого сектора», — говорит Евгений Бабаев.

«Одним из ключевых событий прошлого года стало значительное усиление контроля со стороны налоговых органов по работе с неблагонадежными поставщиками, которое значительно затронуло и автотранспортную отрасль. Это событие существенно ускорит процесс выхода из тени многих игроков малого и среднего бизнеса и создаст равные конкурентные условия для всех участников отрасли грузовых автоперевозок», — развивает его мысль Ирина Новикова.
Усиление надзорных функций привело к уменьшению теневого сектора (фото: ПАО «Ростелеком»)
По мнению Александр Лашкевича из «Деловых линий», одним из основных итогов года стало продолжение тренда на консолидацию и переход ключевых игроков на новый уровень хозяйствования. «В том числе — выход на IPO одного из важнейших участников рынка», — говорит он.

С ним согласен глава российского представительства MAN Питер Андерссон. «Мы отмечаем расширение парка многими нашими крупными клиентами. В то время как у маленьких перевозчиков наблюдается тенденция к сокращению размера автопарка. То есть рынок консолидируется», — отмечает он.

«Продолжающееся обеление рынка, укрупнение бизнеса (рост количества средних и крупных игроков), расширение парка у перевозчиков — все эти процессы способствуют развитию здоровой конкуренции и росту прозрачности в отрасли», — констатирует Маргарита Табунова из FM Logistic.
«Обеление рынка, укрупнение бизнеса и расширение парка у перевозчиков — все эти процессы способствуют росту прозрачности в отрасли».
Таким образом, еще одним важным итогом прошедшего года стала тенденция к укрупнению рынка. В результате ужесточения правил игры и минимального увеличения грузооборота малые перевозчики вынуждены либо полностью уходить с рынка, либо становится частью других, более крупных игроков.

При всем при этом стоит отметить и еще одно важное событие минувшего года: начало работы Межотраслевого экспертного совета (МОЭС). Именно его оперативная связующая и координирующая деятельность сыграла ключевую роль в выстраивании конструктивного диалога между ведущими участниками рынка и профильными госорганами власти (Минтрансом, Росавтодором и т. д.). В частности, в июне прошлого года МОЭС сформулировал и направил в Минтранс обобщенные предложения перевозчиков по поводу внедрения в России комплексов системы АВГК. Последние в итоге были обнародованы и вынесены на публичное обсуждение.

Как считает директор компании «Автэк» — член МОЭС Андрей Забродин, Экспертный совет стал едва ли не единственным местом встреч и общения лидеров рынка. «Сегодня это единственная площадка для многостороннего диалога с участием регуляторов. Она востребована, ее всячески нужно развивать и поддерживать. Раньше нас собирали при Минтрансе, но затем закрыли этот формат. Поэтому хорошо, что председатель Совета Борис Рыбак нас собрал. Других площадок в России, где собираются транспортники, я не знаю», — подчеркивает он.
Важным событием 2017 года стало начало работы Межотраслевого экспертного совета (МОЭС) в тесном контакте с Министерством транспорта России (фото: Минтранс)
Ожидания на 2018 год
Как и было отмечено выше, прошедший, 2017-й выдался для отрасли насыщенным и непростым. Но в то же время с точки зрения делового климата — умеренно позитивным для перевозчиков. И от наступившего 2018 года участники рынка ждут продолжения положительных изменений. Главное, чего хотелось бы всем игрокам, — это четких и понятных правил игры от государства, последовательности ключевых регуляторов, а также стабильности фискальной нагрузки, дальнейшего обеления рынка, понимания среднесрочных и долгосрочных намерений властей.

По мнению Маргариты Табуновой, у правительства России уже есть сценарий развития отрасли. «Основные изменения нас ожидают в 2018-м и 2019-м. Мы участвуем в некоторых тестовых проектах Минтранса, активно высказываем свою позицию относительно планируемых изменений в законодательстве. Сейчас самое главное для транспортно-логистических компаний — грамотно выстроить стратегию развития на несколько лет вперед, учитывая растущие потребности клиентов, возможности по цифровизации и автоматизации процессов», — заключает она.
Первоочередным фактором роста (или его отсутствия) в новом году, констатируют представители отрасли, неизбежно станет общая ситуация в экономике страны. Исходя из экономической активности российских компаний — прежде всего, торговых и производственных — и будут определяться объемы внутренних перевозок грузов в стране.
«Первоочередным фактором роста рынка или его отсутствия неизбежно станет общая ситуация в экономике».
Как считает Ирина Новикова, при сохранении даже минимальных темпов роста экономики рынок будет расти. «В 2018 году продолжится умеренное восстановление экономики, и при сохранении текущих тенденций объем перевозок будет расти. Особенно это касается контейнеризованных грузов — в том числе в составе мультимодальных поставок», — говорит она. По словам топ-менеджера, логистика всегда являлась одним из индикаторов экономики
и одной из первых ощущала на себе выход экономики из кризисной ситуации.

«Этот тренд уже заметен по итогам начала года, и в течение года он может продолжиться», — отмечает представитель GEFCO. «Вслед за ростом экономики доля автомобильных перевозок будет увеличиваться», — уверен в свою очередь Евгений Бабаев.
От наступившего 2018 года участники рынка ждут продолжения положительных изменений (фото: «Исузу Рус»)
В то же время другие участники рынка чуть более сдержанны в прогнозах. Так, по словам Александра Лашкевича, в его компании испытывают сдержанный оптимизм, поскольку рынок по-прежнему растет лишь невысокими темпами. «Будет развиваться логистика грузоперевозок, появятся новые площадки интеграторов логистики. Активно будет идти цифровизация транспортной отрасли. Рынок будет расти, но незначительно и преимущественно в стоимостном выражении, а не в натуральном», — говорит он.

«Рост рынка грузоперевозок всегда сопряжен с экономическим развитием, и мы надеемся на сохранение положительной динамики в будущем периоде», — так же осторожно говорит Маргарита Табунова. «В 2018 году рынок будет минимально, но расти. И в среднесрочной перспективе можно говорить о сдержанном оптимизме», — добавляет со своей стороны Сергей Бураго.

Наконец, более мелкие игроки и вовсе предпочитают не питать излишних иллюзий. «В начале года оптимизма нет, потому что начало прошлого года было позитивнее. Но я надеюсь, что в 2018-м будет хотя бы не хуже, чем в прошлом», — признается Егор Киряков.
текст: Максим Алексеев
заглавное фото: Росавтодор
20 марта 2018 года