Бизнес
Эксперты: «Российский рынок грузовых автоперевозок не восстановится до 2018 года»
Негативное влияние на рынок оказало сокращение импорта и розничной торговли, а также падение объемов промышленного производства.
По итогам 2016 года российская сфера автомобильных грузоперевозок показала минимальный рост. Тем не менее до 2018 года этот сегмент рынка не сможет повторить пиковые результаты 2012–2014 годов, говорится в опубликованном исследовании KPMG «Обзор российского транспортного сектора в 2016 году».
По данным исследования аудиторско-консалтинговой компании KPMG, обнародованного сегодня на выставке TransRussia 2017, сектор автомобильного транспорта в 2016 году не показал существенного роста. По итогам отчетного периода общий автомобильный грузооборот в стране составил 234,5 млрд ткм. Это лишь на 0,8% больше показателя годичной давности. При том, что пиковое значение было зафиксировано в 2013 году — 250 млрд ткм.

«Негативное влияние на рынок оказало, кроме того, падение импорта и сокращение оборота розничной торговли, вызванные снижением доходов населения, а также падение объемов промышленного производства», — подчеркивают авторы исследования.
Объем сегмента перевозок полных грузов в 2016 году оценивается в 75 млрд руб.
В общей структуре грузооборота значительную долю — 73,2% — составляют полные (FTL) грузы. На долю сборных (LTL) грузов приходится 16,8% перевозок, еще 7% составляют негабаритные грузы, а оставшиеся 3% — опасные.

В стоимостном выражении прошлогодний объем FTL-сегмента оценивается в 75 млрд руб. По прогнозам экспертов, к 2020 году его объемы могут вырасти до 80–100 млрд руб.

Аналитики KPMG считают, что по итогам 2017 года ожидается положительная динамика спроса — «благодаря растущей активности среднего и малого бизнеса, импортозамещению и растущему качеству услуг, обеспечиваемому крупными игроками». В целом, по их мнению, несмотря на минимальный положительный тренд, в период до 2018 года рынок автомобильных грузоперевозок в России не достигнет даже уровней 2012 и 2014 года (соответственно 249 млрд и 247 млрд ткм).
Роль «Платона»
Также в компании считают, что главным событием года на рынке автоперевозок стал запуск программы «Платон». «В результате введения системы выросли цены на грузоперевозки и сократилось число мелких перевозчиков» — говорится в исследовании.
Для российского рынка грузоперевозок характерна высокая степень износа автопарка, заключают в KPMG (фото: ГК "Автодор")
В то же время, продолжают авторы исследования, в течение года в связи с ростом цен отмечался переход ряда грузов (в первую очередь инертных строительных материалов и других низкодоходных грузов) на железную дорогу.

«Тем не менее автотранспорт остается более привлекательным при перевозках высокодоходных грузов в связи с более высокой клиентоориентированностью, упрощенным оформлением документации (по сравнению, например, с ж/д транспортом), высокой скоростью доставки и более гибкой системой тарифообразования», — подчеркивают аналитики KPMG.
Изношенный автопарк
В целом для российского рынка грузоперевозок характерна высокая степень износа автопарка, заключают в KPMG. Доля старой техники растет с каждым годом: если в 2013 году доля грузовых автомобилей возрастом до пяти лет составляла 21,8%, то в 2015-м этот показатель уже равнялся 19,9%. В то время как автопарк машин возрастом более 10 лет за этот же период вырос с 58,1 до 61,3%.

Стоит отметить, что чуть ранее аналитики агентства «Автостат» сообщали о том, что по состоянию на 1 января 2017 года средний возраст парка грузовых автомобилей в России равняется 20 годам. При том, что на машины возрастом 15 лет и старше приходится 65% техники.
Текст: Максим Алексеев