бизнес
Что сдерживает развитие «уберов» для грузовых перевозок?
Топ-менеджер GroozGo размышляет о развитии рынка российских онлайн-сервисов грузового такси
На сегодняшний день невозможно не заметить степень проникновения информационных технологий в самые различные отрасли бизнеса. Транспортная логистика не стала исключением.
Оксана Погодаева, сооснователь и директор по логистике GroozGo (фото: GroozGo)
«Уберизация» — тренд, который набирает обороты и все активнее распространяется на всех игроков рынка логистики. Для того чтобы оставаться на конкурентоспособном уровне, компаниям приходится трансформировать собственный подход к ведению бизнеса и внедрять современные IT-решения.

С какими вызовами сталкиваются сегодня компании, а также какие страхи и опасения существуют у грузоперевозчиков и компаний-заказчиков? Чего ждать и есть ли свет в конце туннеля? Попытаемся разобраться.
«Уберизация» — тренд, который набирает обороты и все активнее распространяется на всех игроков рынка логистики.
Привычки и традиции как сдерживающий фактор
Распространение «уберизации» в данный момент сдерживают несколько факторов. В первую очередь это низкий уровень владения компьютером и современными решениями. В связи с чем компаниям приходится уделять огромное внимание обучению сотрудников — вплоть до того, как прикреплять файл.

В свою очередь это связано с тем, что данная профессия востребована среди представителей более старшего поколения — средний возраст перевозчика (как предпринимателя, так и водителя) составляет 40 лет. Они, в отличие от нынешнего молодого поколения, не выросли среди повсеместного развития и распространения продуктов технического прогресса.

В результате повсеместное распространение «уберов» для грузовых перевозок возможно в том случае, если за ним будет стоять сильнейшая поддержка клиентов и всевозможные материалы по обучению.
Повсеместное распространение «уберов» для грузовых перевозок возможно в том случае, если за ним будет стоять сильнейшая поддержка клиентов и всевозможные материалы по обучению (фото: Scania)
Во-вторых, традиционные правила среди перевозчиков, которые предпочтут одну дорогую поездку нескольким более дешевым. Они лучше готовы стоять по несколько суток и ждать «идеальный» груз, чем совершить ряд коротких рейсов, которые в итоге приведут к более эффективному использованию транспортного средства (меньшему простою и, как следствие, стабильному заработку).

В настоящее время в США и России существуют такие сервисы, которые позволяют эффективно соединять машину и груз в рамках одной платформы — на основе местонахождения автомобиля и потребности в перевозке. Становится очевидным, что только дальнейшее и повсеместное внедрение современных технологий позволит вывести отрасль на новую ступень развития и трансформировать «серый» рынок грузоперевозок в более свободный и прозрачный.
Только повсеместное внедрение современных технологий позволит вывести отрасль на новую ступень развития и трансформировать рынок в более свободный и прозрачный.
Страхи компаний-заказчиков
Если говорить о компаниях-грузовладельцах, то сегодня для них большим страхом является отсутствие звонков при организации грузоперевозок. Раньше мы не могли себе представить, что можно заказать такси без телефонного звонка, а сейчас это стало уже привычной нормой.

Рынок грузовых перевозок сегодня переживает этот кризис — когда логисты начинают задаваться вопросом: а чем я буду заниматься, если больше не придется обзванивать перевозчиков на каждый заказ по 10 раз?
(фото: Комплекс градостроительной политики и строительства г. Москвы)
Современные решения сокращают время компании на поиск машины: сегодня в несколько кликов можно уведомить тысячи перевозчиков о грузе. Кроме того, такие сервисы избавляют от потребности в звонках для контроля процесса грузоперевозки: теперь на карте в режиме реального времени отслеживается местоположение машины, а в случае возникновения внештатной ситуации заказчик в ту же минуту получит уведомление.

Именно здесь особенно важно донести до руководства преимущества современных IT-решений. Так как в результате это позволит компании сократить затраты на оплату труда, а также повысить эффективность сотрудников, переставив их на более специальные и востребованные позиции.

Несмотря на достаточно медленный процесс цифровой трансформации рынка логистики, мы видим, что постепенно ситуация меняется. Все больше компаний демонстрируют интерес к современным решениям и стремятся перестроить свой бизнес.
Все больше компаний демонстрируют интерес к современным решениям и стремятся перестроить свой бизнес.
Компании начинают понимать, что технологии позволят им оптимизировать внутренние бизнес-процессы и освободить время на решение более значимых вопросов. А также сократить расходы на организацию грузоперевозок, сохранив и улучшив при этом показатели по транспортной деятельности. Все это приведет к росту самого рынка, а также увеличению его прозрачности.
текст: Оксана Погодаева
заглавное фото: Uber Freight
24 января 2018 года