бизнес

Грузовые автоперевозки: тренды 2018 года

Своими мыслями о глубоких изменениях российского рынка грузовых перевозок делится глава GroozGo
Отрасль грузоперевозок всегда быстро и чутко реагировала на все изменения, происходящие на рынке.
Конечно, на бизнес транспортных компаний оказывает влияние общая экономическая ситуация: изменение инвестиционного климата и снижение ВВП страны, ослабление национальной валюты, рост цен на топливо, увеличение налогов.

Однако помимо очевидных макроэкономических факторов, которые воздействуют на все сферы российского бизнеса, сильные изменения в работе перевозчиков вызывают вполне конкретные события в отрасли.
Закон на стороне перевозчика
Большинство законодательных инициатив сегодня направлено на «обеление» рынка, что в целом имеет положительное воздействие на законопослушных представителей бизнеса.
Анна Качурец, сооснователь и генеральный директор онлайн-сервиса грузовых автоперевозок GroozGo (фото: GroozGo)
В России началось распространение системы автоматического весогабаритного контроля (АСВГК): в 2018 году на федеральных дорогах было установлено 36 рамок, до 2020 года появится еще 368. Причем данные устройства смогут выписывать штрафы на месте. Этот законопроект ускорит процедуру взвешивания и исключит возможность «договориться на месте».

Также усилился контроль за платой в системе «Платон». За неоплаченный проезд штраф повысился в четыре раза — с 5 тыс. до 20 тыс. руб.
Большинство законодательных инициатив сегодня направлено на «обеление» рынка, что в целом имеет положительное действие.
Параллельно многие ведомства переходят на электронный документооборот, реализуются различные проекты: введение электронных ветеринарных сертификатов, перевод ТНН в электронный вид, запуск международного электронного документооборота компанией «Мегафон» через систему ЭДО «СКБ Контур». Такая цифровизация отчасти увеличивает прозрачность процедур и снижает возможности для реализации «серых» схем.

Ужесточение налогового регулирования и контроля сокращает число перевозчиков на рынке. Ранее (а в регионах — и до сих пор) индивидуальные перевозчики предпочитали оплату наличными, а если и выставляли счет, то скрывали НДС путем нелегальных схем обналичиваний. Теперь реализовать такую схему незаметно для государства становится невозможно.

Недобросовестные игроки уходят с рынка, остаются лишь те, кто работает в рамках правового поля. Так как клиенты не спешат поднимать ставки и платить перевозчикам приходится, выплачивая все налоги, транспортным компаниям ничего не остается, как вкладывать в собственный автопарк, чтобы удержать цену для клиента. Подтверждают тренд и данные статистики по увеличивающимся продажам коммерческих автомобилей.
Ритейл кооперируется
Происходит минимизация объемов партий груза и увеличение кратности заказов (фото: IRU)
Основными заказчиками услуг транспортных компаний являются клиенты сектора ритейл. В этой сфере за последнее время тоже произошло достаточно много изменений, которые оказывают влияние на бизнес перевозок.

Происходит минимизация объемов партий груза и увеличение кратности заказов. Это сильно повышает затраты компаний на доставку продукции. Растет спрос на доставку сборных грузов, т. е. на перевозку товаров разных клиентов в одной машине.

Распространение автоматизированных технологий и открытие распределительных центров (РЦ) в регионах способствуют кооперации ритейлеров — в том числе в сфере логистики. Для сокращения расходов до выхода на полную мощность РЦ и склада участники рынка сдают эти площади в аренду или начинают предоставлять услугу фулфилмента своим поставщикам или даже конкурентам.
«Уберизация» отрасли
Сегодня найти перевозчика можно через тендер, однако в таком случае цены будут завышены, потому что предложения поступят от крупных транспортных компаний, выступающих в роли посредников и привлекающих третьих лиц.

Второй вариант — биржа с объявлениями, где владельцы машин находят заказы. Ati.su — самая старая и крупная площадка — по оценкам экспертов, занимает около 1–2% рынка транспортно-экспедиционных услуг. Здесь зарегистрировано более 47 тыс. перевозчиков. Но биржа объявлений не дает никаких гарантий по перевозке.

По данным нашего исследования, 94% перевозчиков ищут заказы в Интернете. Информационные биржи и кэптивные агрегаторы (созданные на базе транспортно-экспедиторской компании) пока преобладают на рынке онлайн-заказов грузоперевозок.
Биржа объявлений не дает никаких гарантий по перевозке.
Все более популярны среди заказчиков автоматические сервисы, соединяющие напрямую большое количество грузоотправителей с транспортными компаниями и владельцами машин. Такие продукты работают в режиме «одного окна» и обеспечивают размещение заказов, поиск перевозчиков, документооборот и расчеты между контрагентами, а также отслеживание груза в реальном времени.

Онлайн-экспедиторы при этом несут перед заказчиком полную ответственность по договору транспортно-экспедиторских услуг: за сохранность груза, за опоздания или неподачу машин и т. д. Эти сервисы могут быть по праву названы грузовым «убером». В России таких всего два — GroozGo и Deliver, их доля в сфере транспортно-экспедиторских услуг составляет пока менее 1%.
Эти сервисы могут быть по праву названы грузовым «убером». В России таких всего два.
Онлайн-сервис GroozGo объединяет сегодня свыше 600 заказчиков и 2,4 тыс. исполнителей, их число постоянно растет. За 5 месяцев количество зарегистрированных в сервисе перевозчиков выросло на 40%. При этом подбор и отклик исполнителя в среднем занимает 1,5 ч (25 мин по Москве и Московской области и до 2 ч для междугородных перевозок).

Также по некоторым направлениям — например, Краснодар, Волгоград, Ростов и Екатеринбург — благодаря увеличению загрузки каждой машины и созданию кругорейсов удалось снизить стоимость транспортировки более чем на 20%. Учитывая все вышеперечисленное, можно прогнозировать только усиление тренда «уберизации» в ближайшее время.
Основной проблемой в развитии новой модели грузоперевозок в России сегодня является бюрократия и бумажный документооборот (фото: Getty Images).
Однако есть и сложности. Например, в силу обширной географии нашей страны и неравномерного распределения потока грузов (в некоторых городах просто нечего везти) могут возникнуть трудности с поиском машины.

Но основная проблема в развитии новой модели грузоперевозок в России — бюрократия и бумажный документооборот. Большую часть бумаг мы вынуждены обрабатывать вручную, а их доставка занимает в среднем 15 дней. Транспортную накладную — основной документ в грузоперевозках — необходимо передавать в оригинале.

Поэтому введение правил обмена электронными транспортными накладными на законодательном уровне — долгожданная инициатива нашего государства. Это не только поспособствует развитию российской транспортной отрасли и ее «обелению», но и упростит работу перевозчиков в целом.
текст: Анна Качурец
23 июля 2018 года