бизнес
Itella сократила до минимума собственный автопарк в России
В компании взяли курс на повышение общей эффективности бизнеса
Российский офис международного транспортно-логистического оператора Itella изменил структуру владения собственным автопарком. По итогам 2017 года в компании снизили численность находящихся в собственности грузовых транспортных средств до 30. Ставка в работе сделана на подрядное привлечение стороннего автотранспорта.
Новая модель автопарка
Соответствующие заявления были сделаны во время пресс-конференции с участием руководства Itella, прошедшей 11 апреля в Москве.
Как пояснили представители компании, прошлый год показал, что требования к транспортной логистике со стороны клиентов в России существенно выросли. Например, практически все крупные производители и торговые сети ввели на своих складах так называемые временные окна для погрузки и выгрузки товаров. Также значительно возросла нагрузка со стороны фискальных органов. В изменившихся условиях рынка иметь в собственности большой автопарк стало просто невыгодно.
Руководство российского офиса Itella намерено добиться повышения эффективности по всем направлениям работы (фото: Itella Россия)
По словам руководителя отдела интермодальных перевозок Itella в России Алексея Подчуфарова, прежде всего в компании приняли решение сократить число собственных транспортных средств до 30 единиц. Большую часть из них составляют тягачи Scania, эксплуатируемые в сцепках с прицепами Schmitz. Кроме того, у компании осталось три пятитонных автомобиля.

Как пояснил Подчуфаров, в Itella не стали отказываться полностью от владения собственным транспортом, поскольку выполнения соответствующих условий от компании требует ряд проектных заказчиков. При этом оператор смог добиться повышения эффективности работы своего парка благодаря внедрению системы круговых загрузок. Последняя сводит к минимуму простой автомобилей.

«Itella всегда очень внимательно относится к требованиям клиентов и стремится следовать им. Поэтому мы предприняли максимум усилий для оптимизации управления собственным автопарком. Мы внедрили несколько решений, которые позволили вывести работу автопарка в устойчивую прибыльную зону», — заявил Алексей Подчуфаров.
«Мы внедрили несколько решений, которые позволили вывести работу автопарка в устойчивую прибыльную зону».
Сделав ставку на привлечение стороннего транспорта, логистический оператор увеличил число привлеченных транспортных подрядчиков до 200. Фактически в Itella признали, что транспортное подразделение компании трансформировалось в чисто экспедиторское.

В то же время для поддержания стабильно высокого уровня оказываемых услуг в компании внедрили систему жесткого отслеживания работы транспорта — как собственного, так и стороннего. С конца 2017 года абсолютно все работающие на маршрутах машины и водители мониторятся и анализируются по пяти критериям (своевременность подачи транспорта и доставки грузов и т. д.). В случае выявления отклонений в работе транспорта Itella требует от подрядчиков устранять все выявленные несоответствия нормам. В противном случае договор с ними расторгается.
В российском офисе Itella свели к минимуму размер собственного автопарка (фото: Itella Россия)
Повышение эффективности бизнеса
Как пояснили руководители логистического оператора, изменения в структуре автопарка связаны с курсом на оптимизацию всех бизнес-процессов в компании. В свою очередь сама подобная трансформация, по словам главы Itella в России г-на Юсси Куутсы, продиктована общими изменениями транспортно-логистического рынка страны. Если раньше (еще до 2014 года), по его словам, клиенты выстраивались в очередь, то сегодня такого «рая» нет уже ни у кого из операторов.

Топ-менеджер констатировал, что в условиях, когда сам рынок больше не растет, конкуренция в России значительно увеличилась. «Но как работать эффективно, когда нет роста рынка? Более эффективно — это значит внедрять новые технологические решения, новые подходы ко всем процессам. В том числе это означает и сокращение числа сотрудников. То есть надо искать максимальную эффективность. Это главные выводы 20162017 годов для всех участников рынка», — заявил он.

В Itella признали, что в рамках новой стратегии закрывают свои нерентабельные точки на карте России. Тем самым компания достигает более высокой заполняемости складов. Так, оператор закрыл ранее арендованные склады в Санкт-Петербурге и Владивостоке. «Расходы управления этими складами оказались неоправданно высокими», — признал Юсси Куутса.
«Надо просто принимать решение, где ты хочешь быть, — в космосе или на кладбище».
Одновременно компания сфокусируется на ключевых для себя сегментах рынка. «Когда рынок находится в сильнейшей конкуренции, вы должны определить, где ваши наиболее сильные позиции и где у вас наиболее высокие конкурентные преимущества. Надо просто принимать решение, где ты хочешь быть, — в космосе или на кладбище», – сформулировал глава компании.

В числе ключевых сегментов, в которых работает и планирует дальше развиваться компания, были названы направления электроники и бытовой техники, продуктов питания, а также непродовольственных товаров и фармацевтической продукции. Одновременно в компании наращивают свое присутствие в секторе отделочных материалов и оборудования.

«То, что мы сегодня видим на примере нашего портфеля, показывает дальнейшие перспективы нашего развития. Это те ключевые сегменты, в которые мы верим и в которые будем инвестировать. То есть мы сфокусируемся там, где сможем максимально удовлетворить своих клиентов», — подчеркнул коммерческий директор Дмитрий Масальцев.
Результаты 2017 года
В Itella смогли повысить заполняемость складов московского региона до уровня 89% (фото: Mostpp.ru)
Что касается непосредственно финансовых показателей, то выручка Itella в России в 2017 году составила 120 млн евро (или 7,8 млрд руб.). Главным достижением минувшего года для компании стало увеличение объема годовой выручки в ключевом для нее московском регионе — на 0,9%. В то же время снизились аналогичные показатели по направлениям юг (на 12,2%), север (на 10,6%) и восток (на 1,0%).

«Снижение на 20% в регионах связано с общей коррекцией российского рынка, с его общей эволюцией», — прокомментировал Юсси Куутса. В свою очередь сама эволюция, по его словам, «связана со многими факторами макро- и микроэкономического характера».
В компании не стали озвучивать размер полученной по итогам года чистой прибыли, однако сообщили о заключении 105 контрактов (преимущественно — с действующими клиентами) на общую сумму 800 млн руб.

Также среди достижений 2017 года было названо привлечение нескольких клиентов по контрактной логистике. «Благодаря этому мы смогли нивелировать падение по ряду сегментов», — заявил Дмитрий Масальцев.

Применительно к отдельно взятому сектору складской логистики в Itella отметили повышение заполняемости складов до уровня 89% по московскому региону (+12% к 2016 году) и до 82% — по другим регионам России (осталась на прежнем уровне).
Планы компании
Глава российского офиса Itella г-н Юсси Куутса озвучил новую стратегию компании в нашей стране (фото: Itella Россия)
Заявленный компанией объем инвестиций на 2018 год составит 200 млн руб. Финансирование будет вложено в три направления. Это ключевые клиентские проекты, внедрение IT-решений, предназначенных для оптимизации операционных процессов внутри компании, а также проекты по улучшению технического обслуживания складов.

Кроме того, в числе приоритетов на 2018 год в Itella назвали повышение степени удовлетворенности своих клиентов (NPS-индекса). С этой целью компания проведет большой опрос контрагентов. «Нам важно, чтобы наши клиенты ценили и уважали нашу работу. И мы гордимся тем, что за последние годы смогли нарастить этот показатель», — подчеркнул Дмитрий Масальцев.
«Заявленный компанией объем инвестиций на 2018 год составит 200 млн рублей».
Никаких финансовых или операционных планов на 2018 год в Itella не озвучили. Отчасти это было объяснено непредсказуемостью общей финансово-экономической ситуации в России и нестабильностью курса рубля. В частности, буквально на днях, отметил Юсси Куутса, рубль потерял 10% своей стоимости.

«Мы надеемся, что российский рынок будет расти вместе с развитием экономики. Но вопрос, как мы все будем жить дальше, остается открытым. Конечно, последние события этой недели создают проблемы... Я очень надеюсь, что жить будем нормально», — подытожил глава компании.
текст: Максим Алексеев
12 апреля 2018 года