Бизнес
Бизнес не заметил стачки
Эксперты и участники рынка оценили предварительные итоги всероссийской акции протеста грузоперевозчиков.
На прошлой неделе, 27 марта, в России началась «общенациональная стачка дальнобойщиков», о которой уже писали ГиД. По разным оценкам, в масштабах страны в ней приняли участие от тысячи до нескольких тысяч водителей. Однако отраслевые эксперты считают, что к реальным результатам она не привела, несмотря на некоторый общественный резонанс.
В преддверии забастовки ее идейные вдохновители из Объединения перевозчиков России (ОПР) прогнозировали, что в акции примут участие от 10 до 20 тыс. человек. Однако реальные цифры оказались гораздо скромнее. Так, по подсчетам Росавтодора, в первый день общенациональной акции, 27 марта, протесты в различных формах прошли в 21 городе страны. В них приняли участие 197 большегрузных автомобилей. Наибольшее количество участников было отмечено в Дагестане (около 40 машин), Северной Осетии — 39, Амурской области — 27.

В то же время в одном только дагестанском поселке Манас, как приводит свидетельства очевидцев РБК, собрались 600 протестующих с 300 фурами.
Представители протестующих и властей разошлись в оценках количества участников стачки (Фото: ОПР)
В руководстве самого ОПР затруднились назвать количество активных забастовщиков. В беседе с обозревателем ГиД председатель петербургского отделения ОПР Сергей Владимиров лишь отметил, что акцию «поддержали практически все регионы».

«Наша организация представляет интересы более 10 тыс. перевозчиков. Что касается числа забастовщиков по всей стране, — даже не знаю. У нас каждый день добавляется по двести-триста человек. Специальный подсчет людей мы не ведем. Но в акции принимают участие не только члены Объединения перевозчиков России. В ней участвуют и региональные союзы», — сообщил он в понедельник, 3 апреля.

По словам Сергея Владимирова, множество дальнобойщиков подключилось к акции самостоятельно, не представляя никакие организации и объединения: «Их тоже огромное количество, тысячи людей. Позавчера вот Смоленск тоже самоорганизовался и вышел на связь».

В то же время представитель ОПР отметил слабое участие коллег из Москвы и Санкт-Петербурга. «Москва и Петербург здесь немного подкачали, собрались плохо. Но сейчас и до них начинает доходить информация. У нас просто все уперлось в отсутствие единого информационного поля. Доступа на телеканалы и радио у нас нет, поэтому получились трудности с коммуникациями», — посетовал забастовщик.

В Росавтодоре явно не согласились с определением «масса, тысячи людей». Так, в четверг, 30 марта, в ведомстве объявили, что «за два дня разъехалась половина активистов».

«Межведомственный мониторинг заявленных на неделе акций с участием водителей легковых и грузовых автомобилей показывает почти двукратное снижение числа регионов их проведения. На сегодняшний день отдельные группы активистов продолжают действовать только в десяти городах. Правоохранительные органы и местные власти ведут переговоры с организаторами акций скоплений большегрузов на обочинах трех дорог на территории Дагестана, Северной Осетии и Читы», — сообщили в ведомстве.

Также в ведомстве отметили «неудовлетворительное техническое состояние» основной массы простаивающей техники.
Фото: ОПР
Эксцессы на местах
Сама форма протеста главным образом была мирной: во всех регионах недовольные дальнобойщики просто парковали свои грузовые машины вдоль трасс с вывешенными флагами ОПР или региональных объединений и транспарантами.

Однако так было не везде. Более всего «отличился» Дагестан: здесь место сбора негодующих забастовщиков оцепили войска Росгвардии. Однако эксцессов на дорогах северокавказской республики избежать все равно не удалось . По информации Росбалта, в целом ряде случаев имели место забрасывания камнями проезжающих машин и даже умышленные поджоги техники.

Между тем, как сообщили ГиД в Росавтодоре, правоохранительные органы уже приступили к расследованию фактов нападения на добросовестных дальнобойщиков со стороны протестующих в Дагестане. В пресс-службах Минтранса и МВД РФ не смогли оперативно ответить на запросы ГиД.
Стабильный рынок
Также в Росавтодоре отметили, что за период с 27 по 30 марта на федеральных трассах отмечалось стабильное передвижение грузовых автомобилей «без снижения объемов перевозок». При этом в целом, по мнению чиновников, забастовки остались незамеченными в сфере грузоперевозок. «Розничные компании заявляют об отсутствии влияния на поставки товаров акций грузоперевозчиков», — подчеркнули в ведомстве.

Представитель одного из ведущих грузоперевозчиков страны — группа компаний «Деловые линии» — подтвердил ГиД, что в группе не ощутили каких-либо заметных колебаний по числу заказов. «Мы не видим ощутимого влияния забастовки на операционные показатели. Есть рост исходящего межтерминального тоннажа, но он органический и происходит на протяжении последних нескольких недель. Мы также не зафиксировали роста количества обращений в контакт-центр и к менеджерам по обслуживанию», — прокомментировал директор по связям с общественностью Семен Селиванов.
Крупные сетевые ритейлеры не заметили никаких перебоев с доставкой грузов по стране (Фото: IKEA)
В свою очередь крупные сетевые ритейлеры также в один голос заверили редакцию ГиД в том, что никаких перебоев с доставкой грузов по стране они не заметили.

«Наша компания не зафиксировала сложности с доставкой продукции от поставщиков», — сообщила директор по коммуникациям «Ашан Россия» Мария Курносова.

«Для доставки товаров в магазины компания использует преимущественно собственный транспорт, перебоев с поставками нет, и мы их не ожидаем», — прокомментировала руководитель группы по работе со СМИ группы компаний «Дикси» Екатерина Редина.

«Магазины работают в обычном режиме, и мы не видим никаких перебоев с доставкой наших товаров», — отметили в пресс-службе ИКЕА в России.

В «М.Видео» объяснили, что компания самостоятельно не занимается перевозками, а весь процесс выведен на аутсорсинг. «Текущая ситуация не оказала влияния на бизнес — наши партнеры реализуют доставки в плановом режиме», — подтвердила руководитель департамента по связям с общественностью ритейлера Валерия Андреева. По ее словам, ввод системы «Платон» сказался на стоимости перевозок, но этот фактор не так заметен. «Гораздо больше на тарифы влияет рост цен на топливо, инфляция и другие экономические факторы», — рассказала Андреева.

Представители «Ленты», «ОБИ», «Леруа Мерлен» и «Эльдорадо» не смогли оперативно ответить на запросы, а в пресс-службах X5 Retail Group и «Магнит» отказались от комментариев по данному поводу.
Мнение экспертов
Комментируя итоги первой недели протестов, участники рынка и эксперты разошлись в ее оценках.

«Итоги акции положительные, — считает Сергей Владимиров из ОПР. — В трех регионах власти отреагировали в тот же день, встретились с протестующими. В Нижнем Новгороде местные региональные власти приехали встретиться, и полпред специально прилетал из Москвы на переговоры. Остальные два региона — Севастополь и, по-моему, Ставрополь».

На просьбу уточнить, чем закончились эти встречи, представитель ОПР ответил: «Все как обычно: ничего толком. Со стороны федеральных властей какой-либо реакции мы тоже не заметили и не ощутили».

В то же время президент ассоциации «Грузавтотранс» Владимир Матягин скептически оценил текущие результаты акции. По его мнению, «никакого влияния на рынок перевозок она не оказала». «На рынке сегодня наблюдается перенасыщенность транспортных средств. И то, что по России встала тысяча машин (это в лучшем случае, даже с учетом Дагестана), так это капля в море», — считает он.

С ним солидарен президент Сибирской ассоциации автомобильных перевозчиков (СААП) Вячеслав Трунаев: «Судя по той информации, что появилась в СМИ, акция протеста оказалась немногочисленной. Во многих регионах мелкие предприниматели просто не смогли сами ничего провести без активного участия ассоциаций грузоперевозчиков в организации этих мероприятий. Рынок совершенно не заметил комариного писка такого протеста».
Игра на опережение
Можно лишь гадать, в каком русле и масштабе могли бы пройти протестные акции, если бы в правительстве не сыграли на опережение. Напомним, что всего за три дня до начала забастовки премьер-министр Дмитрий Медведев неожиданно встретился с представителями лояльной части сообщества грузоперевозчиков.
Премьер-министра Дмитрий Медведев встретился с представителями грузоперевозчиков еще до начала протестов (Фото: www.government.ru)
По итогам этой встречи уже на следующий день был издано постановление об индексации с 15 апреля этого года ставки тарифа «Платона» лишь на 25% (вместо запланированных 50%). Тем самым льготный период оплаты был продлен. Также главой правительства были даны поручения проработать и другие поступившие от перевозчиков предложения.

Кроме того, непосредственно в первый день забастовки, 27 марта, Минтранс и Росавтодор предложили всем желающим участникам рынка присоединиться к работе по регулированию отрасли, а именно делегировать с этой целью своих представителей в состав межотраслевой рабочей группы, созданной при двух ведомствах.

Как пояснили в Росавтодоре, данная рабочая группа призвана объединить и «сконцентрировать усилия ведущих профессионалов в области транспорта и логистики с целью консолидации и цивилизованного развития рынка, разработки и реализации инновационных решений». Ее возглавляет первый заместитель министра транспорта Евгений Дитрих.
Что дальше?
Между тем в ОПР заявили, что забастовка по-прежнему остается бессрочной и далее будет «лишь нарастать». «Итоги акции положительные, но цели пока однозначно не достигнуты», — констатирует Сергей Владимиров. — Мы добиваемся полной отмены «Платона». И отставки правительства. Поэтому акция будет не просто продолжаться, она будет только нарастать. У нас большая страна, и пока до всех дойдет информация… И, напомню, она носит характер бессрочной».

Однако Владимир Матягин сомневается, что забастовщики смогут таким образом достигнуть поставленных целей. «Ну, побастуют они сейчас еще немного, и что? Вспомните Химки, 2015 год. Постояли там, грубо говоря, полгода 15 машин. А потом разъехались. Чего добились?»
Представитель ОПР Сергей Владимиров пообещал, что акция протеста дальнобойщиков будет бессрочной (Фото: "Росбалт")
Также, по его мнению, выбранная форма диалога с властями — в виде забастовки — сегодня неэффективна. «Если большая часть представителей сообщества перевозчиков это не поддерживает, то и меньшинство не справится. Люди видят, где заканчивается экономика и где начинается политика. Если нас с вами не устраивает погода, то это же не значит, что надо сразу идти бастовать», — считает глава «Грузавтотранса».

Несмотря на недовольство большинства перевозчиков «Платоном», диалог с государством все же должен вестись за столом переговоров, убежден он.

«У забастовщиков одна повестка: отмена «Платона» и отставка правительства, — говорит Владимир Матягин. — Но, опять же, это неконструктивный способ общения. Вместо этого надо приходить на заседания Межотраслевого экспертного совета, например. Да, проблемы есть. Но надо предлагать пути их решения. И провести, может быть, дополнительные круглые столы с участием всех сторон. И предлагать. В том числе, возможно, путем принятия поправок к законодательству».

Семен Селиванов из «Деловых линий» полностью солидарен с президентом «Грузавтотранса». «Мы считаем, что вопрос «Платона» нуждается в детальном обсуждении. Представители компании входят в рабочую группу при Минтрансе. Там мы выражаем не только свою позицию — мы консолидируем мнение перевозчиков, доносим и отстаиваем его», — отметил он.
Текст: Максим Алексеев